Нужно ли помогать ребенку с уроками, сколько времени можно проводить за компьютером и почему троечники успешнее отличников

1572

Михаил Лабковский отвечает на вопросы родителей

Вопрос: Дочь учится в третьем классе. Она каждое утро говорит, что не хочет идти в школу, потому что ей там неинтересно. Что делать?

Ответ: Может быть, ей плохо в школе, потому что у нее проблемы с друзьями – в школу же ходят не ради учебы, а ради друзей. А может быть, ей и правда скучно учиться, она все это уже знает. Можно пойти в другую школу, но таких, где будет интересно учиться, очень мало.

Вопрос: У моего сына-школьника синдром дефицита внимания. Как быть с уроками, сидеть с ним или нет? Подходит ли для него метод невмешательства?

Ответ: Нет, для таких детей это не работает. Такой ребенок практически не может учиться в средней школе. Сначала его надо вылечить. Синдром дефицита внимания уже много лет очень успешно лечится.

Вопрос: Ребенок в 6 классе постоянно боится – плохой оценки, замечаний. Иногда утром доходит до рвоты. При этом в другую школу переходить не хочет.

Ответ: Это очень высокий уровень тревоги. Как правило, это наследственная история или высокие требования родителей. Если доходит до рвоты, то надо идти к детскому неврологу, это может быть следствием других побочных вещей, повышенного внутричерепного давления, чего-то еще. Надо обследовать. Такая психосоматика не соответствует раздражителю.

Вопрос: Нужно ли заставлять ребенка заниматься дополнительными занятиями – такими, как фортепьяно, теннис, конный спорт и шахматы, – если сам ребенок не горит желанием и занимается без энтузиазма?

Ответ: Если вам нравится мучить ребенка, то продолжайте заниматься.

Вопрос: Моему ребенку 6 лет, и он очень доверчивый. Как ему объяснить, что не всем можно верить и что люди бывают разные?

Ответ: В школе он, так или иначе, столкнется с целым букетом проблем, включая мат. Надо его предупредить, что не все люди думают, как он. Некоторые дети бывают злыми. Единственное что – их можно представить как несчастных, что они такие не от хорошей жизни. Так ребенок не будет чувствовать себя слабее, чем они. А вообще от всего не убережешь.

Вопрос: Девочке 9 лет, она не может найти друзей, не вписывается ни в какую компанию, из-за этого сменили уже две школы. Как быть?

Ответ: Это очень плохо, у девочки явно проблема с коммуникацией, надо идти к психологу. Попробуйте такой простой тест – попросите ребенка нарисовать человека. У этого человека обязательно должны быть глаза, уши, рот и пальцы рук. Это все органы коммуникации. Если чего-то нет на рисунке – значит, у ребенка проблема с коммуникацией.

Вопрос: Мой сын учится в первом классе, учитель говорит, что он агрессивный, потому что дергает девочку за косу и толкает ее. Надо ли мне волноваться или это нормально?

Ответ: В этом возрасте все дергают за косички, толкаются и даже дерутся с девочками. Я бы из-за одного эпизода не стал волноваться. Если это постоянно происходит, то надо уже озаботиться. Надо помнить, что агрессия – это обратная сторона обиды и унижения. Поэтому родителям надо подумать, что у них дома не так.

Вопрос: Как реагировать, если учитель говорит ребенку – ты так коряво пишешь, тебя мама любить не будет. Ребенок стал говорить маме, что он недостоин ее любви.

Ответ: Ребенка надо все время поддерживать. Каждый вечер перед сном говорить ему, как в американских фильмах, «я тебя люблю». Пусть он знает, что вы его любите любого – независимо от того, получается у него что-то или нет.

Вопрос: Меня зовут Лука, я учусь в четвертом классе. Занимаюсь в школе с углубленным изучением английского языка и еще в спортивной школе. Но из-за спорта в обычной школе ничего не успеваю. Мне говорят учителя – переводись в другую школу. Как мне на это отвечать?

Ответ: А ты сам себе можешь ответить, чего ты хочешь – остаться и перевестись?
— Я не знаю.
— Вот, надо сначала понять, чего ты сам хочешь. Тебе нравится в этой школе?
— Не очень.
— Ну вот и все!

Вопрос: С ребенком сидит моя свекровь, она бывший учитель, проработала в школе 15 лет. Я считаю, что уроки с ребенком делать не надо, а она категорически не согласна. Как мне с ней договориться?

Ответ: Взять няню. Это ваш ребенок, и вы отвечаете за то, как его воспитывать. Но если вы обращаетесь к бабушкам с просьбой сидеть с ребенком, с ними тоже придется считаться. Бабушке хочется быть полезной, поэтому она и выбрала эту роль. Проблема в том, что люди не знают, чем заниматься с детьми вообще. Им нравится чем-то конкретным заниматься, а посидеть поболтать не получается. Вот они и делают уроки.

Вопрос: Как вы относитесь к обучению за рубежом, стоит ли в средней школе переводить ребенка учиться за границу? С какого возраста можно отправлять ребенка учиться за границу?

Ответ: По своему опыту семейного психолога скажу вот что – 99,9% детей, которых отправили учиться за границу в 11-15 лет, отправили из-за проблем в семье. В нормальных семьях никому в голову не приходит никуда ребенка отдавать. По крайней мере, лет до 16.

Вопрос: Как мотивировать ребенка делать домашнее задание самому, если до 9 лет мы ему помогали?

Ответ: Можно, конечно, просто отпустить вожжи. Но в средней школе ему тяжело будет начинать учиться самому. Поэтому здесь на помощь может прийти репетитор, который будет промежуточным звеном. То есть родители завязали с уроками. Потом какая-то женщина приходящая, а потом вообще никого.

Вопрос: Дочери 8 лет, просит помочь с уроками. Надо ли помогать?

Ответ: Если просит, то конечно – надо помочь. Главное, самому не надо бежать впереди паровоза.

Вопрос: Девочке 15 лет, у нее постоянные конфликты с учителями, все время двойки, она уже на учебу забила. Что делать?

Ответ: Поменять школу. Потому что когда у ребенка сложились такие отношения, очень сложно поменять стереотип поведения. Проще поменять школу и начать с чистого листа.

Вопрос: Правда ли, что троечники в жизни успешнее отличников?

Ответ: Да, самые успешные в дальнейшей жизни – это троечники. Потому что они умеют проигрывать. Они гибкие. Троечник может договориться, найти решение, он гораздо более выживаемый. Отличник никогда не будет браться за что-то, если он не уверен на 100%, что справится. За 10 лет своей работы я только один раз видел отличника, который просто левой ногой учился. Все остальные брали усердием. Крики, рыдания. За четверку готовы повеситься. Такие потом всю жизнь ходят к психологу. Более того, их академическая успеваемость никак не влияет на их дальнейшую биографию. Они не становятся президентами стран и государственными деятелями. Они очень быстро сдуваются. А троечники нет.

Вопрос: Ребенок и компьютер – надо контролировать или пускать на самотек?

Ответ: Дети склонны к компьютерной зависимости, поэтому тут должны быть жесткие правила. 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные – это максимум. В противном случае надо забирать компьютер или выключать WI-FI.

Вопрос: Когда нужно начинать профориентацию?

Ответ: Существует всего три типа работ – с механизмами, с бумагами и с людьми. Наверное, вы и так понимаете, к чему у ребенка склонность. Если дать ребенку самому учиться в школе, то уже к 8-9 классу вы получите ребенка, который реально знает, что он хочет. Потому что они сами регулируют свои отношения со школой и у них более взрослое отношение к жизни. Они привыкли отвечать за себя сами. С такими людьми проблема выбора профессии решается проще. Очень хорошая практика за границей, когда после школы ребенок не сразу поступает в институт. Если ребенок не знает, что он хочет, пусть идет работать. А потом он примет более взрослое решение. В России из-за армии это не всегда возможно сделать, к сожалению.

источник

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ!

0